|
Геннадий
Райшев
|
Геннадий Степанович Райшев
Родился 1 ноября 1933 года в
деревне Сивохрап близ села Самарово
Остяко-Вогульского (ныне Ханты-Мансийского)
автономного округа на притоке Оби Салыме в семье
охотника-ханты Степана Мироновича Райшева и жены
его чалдонки (русской коренной сибирячки)
Евгении Федоровны, урожденной Коневой. В 1937 году
отец был репрессирован и вскоре погиб.
Воспитание Геннадия, его младших сестры и брата
выпало на долю бабушки по материнской линии
Афанасеи Михайловны.
После окончания в 1944 году
начальной школы пришлось на три года прервать
обучение и помогать семье охотничьим промыслом.
В начале зимы 1948 года Райшевы вместе со многими
односельчанами покинули родную деревню, вскоре
опустевшую, и переселились в село Лемпино. Здесь
Геннадий возобновил учебу в школе, а осенью того
же года оказался в Сургуте, небольшом городке
Тюменской области, в интернате. Одним из его
учителей стал Аркадий Степанович Знаменский,
потомок известного художника и этнографа М.С.
Знаменского. В интернате Райшев продолжал
заниматься рисованием, к которому пристрастился
с раннего детства. Для заработка писал на клеенке
популярные в то время коврики.
В 1954 году Геннадий уехал в
Ленинград и поступил на северное отделение
Педагогического института им. А.И. Герцена, где в
1959 году получил диплом преподавателя русского
языка и литературы и где занимался на вечернем
отделении художественно-графического
факультета. Одновременно посещал натурные
классы Института живописи, скульптуры и
архитектуры им. И.Е. Репина и методично изучал
собрания Эрмитажа и Русского музея.
В 1959 году женился на своей
сокурснице Галине Алексеевне Ивановой.
Вернувшись в Сургут, вел уроки рисования в
средней школе, которую в свое время окончил. В
Сургуте родился сын Аркадий. Оказавшись через
год на родине Галины Алексеевны в Шугозере
Тихвинского района Ленинградской области,
Райшевы в течение двух учебных лет преподавали
русский язык и литературу. К этому времени
относятся первые профессиональные живописные
полотна и рисунки Геннадия Степановича.
В сентябре 1962 года художник
переехал в Карпинск, городок на севере
Свердловской области, где живет и поныне. Вначале
поселился в бараке, получившем название
«Берлин», поскольку в нем в послевоенные годы
жили высланные и пленные немцы. Поступил
работать оформителем в местный кинотеатр. Вскоре
в Карпинске обосновалось все семейство.
С 1965 года Райшев начал совершать
поездки в родные сибирские края. Много писал с
натуры. В 1966-68 годах занимался в Московском
заочном народном университете искусств под
руководством Ю.Г. Аксенова. Постепенно
устанавливались контакты с московскими,
ленинградскими и свердловскими художниками.
В середине 1960-х годов Райшев
обратился к техникам авторской печати:
линогравюре, офорту, монотипии. Тогда же
дебютировал на художественных выставках в
Свердловской и Тюменской областях. Летом 1968 года
работал в доме творчества «Челюскинская» под
Москвой. В 1969 году в издательстве «Советский
писатель» вышел сборник стихов мансийского
поэта Ювана Шесталова «Песня последнего лебедя»
с иллюстрациями Геннадия Райшева – первая
значительная работа художника в области книжной
графики. В этот же период появились живописные
полотна, навеянные хантыйским и мансийским
фольклором.
В 1974 году Райшев был принят в
Свердловское отделение Союза художников СССР
(ныне Екатеринбургское отделение Союза
художников России), но возможность участвовать в
больших выставках, устраивать персональные
экспозиции возникла лишь десятилетием позже. За
треть века творческой работы созданы
монументальные циклы картин и графических серий,
посвященных России, угорским этносам, сотни
иллюстраций по мотивам мировой и русской
литературной классики. Во второй половине 1980-х –
90-е годы вышли в свет статьи, книги и кинофильмы,
посвященные творчеству Райшева. Художник был
удостоен первых наград и званий: Лауреата премии
«Звезда утренней зари» Депутатской ассамблеи
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (1993),
Заслуженного деятеля культуры Ханты-Мансийского
автономного округа (1996), Почетного гражданина
города Карпинска (1997), Почетного академика
екатеринбургской Академии искусств и
художественных ремесел имени Демидовых (1998). В 1998
году издательство Уральского университета
выпустило книгу Г.С. Райшева «Отчего мучается
художник: вопросы творчества».
х-х-х-х-х
За этими почти протокольными
строчками во многом типичная биография нашего
соотечественника. Репрессии, война,
почувствованные ребенком через судьбы погибших
или вернувшихся калеками, интернатское нищее
отрочество, глоток хрущевской свободы и
романтические порывы молодости, крах социальных
иллюзий, новые надежды и новые разочарования….
Вместе с тем это жизнь неординарной личности,
ярко реализовавшей себя в художественном
творчестве.
Для Райшева путь в искусство был
труден. Его живопись и графика долго встречали
настороженное отношение и из-за остроты поднятых
в них социальных и экологических проблем и из-за
непривычности выразительных средств. Да, и
сегодня, при всем признании в нем коллегами
истинного художника, при неподдельном интересе к
нему любителей искусства, Райшев остается во
многом непонятым. Одни акцентируют в его
творчестве этнографическое начало, другие
относят Райшева к наивному искусству. Между тем,
зная с детства быт сибирских народов, восхищаясь
и вдохновляясь их прикладными изделиями и
изобразительными примитивами, осознавая свою
внутреннюю связь с такими художниками Севера,
как Тыко Вылко и Константин Панков, сам Райшев
являет тип иного мастера. Его творчество не
только эмоционально, но и глубоко продуманно,
неотрывно от сложных художественных исканий XX
века.
Начало творческого пути Райшева
пришлось на время так называемой оттепели,
знаменательное для жизни нашей страны, нашей
культуры. На рубеже 1950-х – 60-х годов у советских
художников появилась возможность, правда, далеко
неполная, говорить о том, что их действительно
волнует, осваивать традиции, ранее находившиеся
под запретом. Райшев жадно впитывал впечатления
от Врубеля и Чюрлениса, Ван-Гога и Гогена, Сезанна
и Матисса. Наиболее близкой оказалась ему
экспрессионистическая тенденция, ярко
проявившаяся как в гравюре, так и в живописных
полотнах 60-х годов - в пейзажах, портретах,
натюрмортах. На протяжении десятилетия
экспрессионистические черты усиливались,
становясь основой художественного мышления:
появились откровенная деформация фигур,
заострение характеристик, гротеск.
Активное освоение опыта
европейского искусства совпало в начале 70-х с
обращением или, точнее, возвращением, к своим
национальным истокам. «Я знаю, на какой земле я
родился, как первый луч солнца меня осветил, дал
собственное зрение видеть кругом. То, что
встретило меня в этой жизни, стало источником
любви. Вода, трава и утки, облака, люди и их сказки.
Это основа, на которую можно опереться», - говорит
художник. В 70-е годы Райшев обрел
самостоятельность, выработал индивидуальный, ни
на кого не похожий стиль, во многом опирающийся
на пространственное и пластическое мышление
народов Сибири. В картинах, объединенных общей
темой «Хантыйские легенды», воспоминания
детства сливаются с фольклорными образами.
Болото глядит оранжевыми глазами ягоды–морошки.
Изумрудно-зеленые кудри поэта Ювана Шесталова
уподоблены блестящему оперению селезня. Эхом
остроугольных знаков умножились на холме тени,
стоящих на прибрежном песке рыбачков салымских.
Человек и природа у Райшева мифологизированы и
сплавлены в единую, плотную живописную материю.
Построенная на контрастах темных земляных тонов
с зеленым и желтым, с синим и розовым, переданная
упругими фактурными мазками, она сродни земной
коре.
Воссозданный Райшевым мир не
безмятежен: он полон противоборствующих начал,
олицетворенных в проносящихся над хантыйской
землей злых и добрых духах. В природе эти начала
естественны и уравновешивают друг друга.
Дисгармония начинается тогда, когда в природу
бездумно вмешивается цивилизация: сохнут в
нефтяных разливах деревья и плачут гагары,
всплывает погибшая рыба, кончается глухариный
ток, пустеют стойбища и деревни.
Начиная с 1980-х годов, все большее
место у Райшева занимает русская тема: жизнь
сибирской деревни с характерными приметами быта
– с баней и вениками, русской печкой,
масленичными блинами, жаркой летней страдой,
суевериями и задушевными песнями, с удалым
катанием на тройке, с озорными зимними
метаморфозами. Но, разумеется, Райшева и в
русской теме волнуют не только забавы. Скорбно и
величественно звучат у него «Российские песни»
– полотна, написанные в конце 80-х—90-е годы и
отражающие трагический путь, пройденный
народами России в XX веке. В них суровая, порой
жестокая, правда о мужицких попойках и бабьих
слезах, о лени и апатии, и, вместе с тем,
сострадание к народу, любовь к нему, понимание
его исторических бед, ощущение себя его частицей.
Райшев мыслит категориями
пространства, формы, цвета, его картины
становятся моделями мироздания. Поэтому его
раздумья о жизни и художественные искания
неразрывны. Переходя в 80-е годы от судеб близких
людей, тех, кого он хорошо знал и нередко
обозначал в названиях картин конкретными
именами, к более широким обобщениям, Райшев
словно воспаряет над землей. В его композиции
входит небо. Пространство расширяется,
перспектива становится радиальной. Одновременно
вязкую, материально--осязательную живопись
сменяют легкие, порой бесплотные тени. В
пшенично-золотистом мареве тают контуры мужчин и
женщин, орудий труда и утвари, появляются мотивы
стола, накрытого белой скатертью, радуги,
исчезающей в небесах, могучей сосны, крона
которой осеняет пронизанные красными рефлексами
дали. В 90-е годы все более возрастает роль
обретающего символический смысл цветоносного
света.
«Постигая жизнь, дохожу до
символа, иероглифа и снова иду обратно, чтобы
насытить их чувственными началами». Эти слова
художника помогают понять сложность его
стремлений. Каждая встреча с ним обещает
открытие. Еще в молодости избравший своим
учителем все мировое искусство, но никому прямо
не подражавший, Райшев достиг свободы
самовыражения, овладел различными
художественными приемами и средствами. Трудно не
согласиться с самооценкой мастера как «инженера
живописи», которому «открыты все состояния
изображения». Рядом с полотнами, основанными на,
кажется, предельном обобщении, возникают работы,
восхищающие непосредственностью, трепетностью
восприятия натуры. В цветовые симфонии,
приближающиеся к беспредметности, неожиданно
входят тональная живопись или острые
графические силуэты. Продолжая неустанно
экспериментировать, Райшев утверждает новые
возможности изобразительного искусства, как
сама жизнь до конца непостижимого.
Галина Голынец
Основная литература:
Шесталов Ю.Н. От загадки к
искусству // Тюменская правда. – 1972. 23 июня.
Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари:
Роман. – М.: Молодая гвардия, 1990. 336 с., илл.
Геннадий Райшев: Хантыйские легенды / Авт.
вступит. статьи, сост. Г.В. Голынец. – Свердловск:
Средне-уральское кн. изд. , 1991. – 192 с., с илл. –
резюме на англ. яз.
Геннадий Райшев: Живопись, графика / Сост. Н.Н.
Федорова. Научн. ред. Ю.Я. Герчук. - М.: изд. журнала
«Наше наследие», 1998. – 142 с., илл.
Голынец Г. Цветные символы Райшева // Русская
галерея. – 1998. - № 1.-С. 54-55, илл.
Геннадий Райшев: Живопись. Каталог выставки в
Йоэнсуунском художественном музее / Авт. вступит.
статьи и сост. Г.В. Голынец. Йоэнсуу, 1999.- 48 с., илл.
– На финск. и англ. яз.
| Василий Рымов. Неожиданная встреча. Картон, масло. 1982. 35*49.8 | |
|
| Под красной сосной. Х., масло. 1998. 151*197. | |
|
| Под лучами Нуми-Торума. Х., масло. 1998. 152*196. | |
|
| Тридцатые годы. Х., масло.1997. 61*81. | |
|
| Белая ночь. На вечерней заре. Х., масло. 1997. 60*80. | |
|
| Пароход "Пономарёв". Х., масло. 1997. 61*81. | |
|
| Груняха, мать поэта. Картон, масло. 1973. | |
|
| Глаза черёмушки. Х., масло. 1979. 40.5*34. | |
|
| Осина. Картон, масло. 1977. 68*48. | |
|
| Баба-зима. Х., масло. 1983. 35*50. | |
|
| Шайтан вечерний. Картон, масло. 1973. 80*49. | |
|
| Женщина-земля. Картон, масло. 1981. 50*70. | |
|
|