AlgART / Библия

Море Невухим, Часть II, глава 45
(О пророчестве и степенях пророчества)

Из книги РаМБаМа (Моше бен-Маймона, или Маймонида) «Море Невухим», или «Путеводитель растерянных»

[Данная глава цитируется по учебнику «Евреи и христиане. Полемика и взаимовлияние культур», часть 7 из курса Открытого Университета Израиля. — Автор сайта Даниил Алиевский]

Сокращенный перевод этой главы выполнен Ури Гершовичем по изданию Й. Эвен-Шмуэля.
Большая часть ссылок на источники приводится по указанному изданию. Остальные ссылки, пояснения и примечания составлены переводчиком.

И после всех приведенных выше объяснений относительно истины пророчества, как в соответствии с требованиями умозаключения, так и в соответствии с тем, что говорится по этому поводу в Торе, следует поведать тебе о степенях пророчества, в основе [иерархии] которых два упомянутых выше типа [пророчества]1. Однако то, что я называю степенями пророчества, не предполагает, что каждый находящийся на одной из них — пророк. Так, первая и вторая степени — это ступени к пророчеству; и тот, кто достиг одной из этих двух ступеней, не может быть причислен к пророкам, из числа тех пророков, о которых шла речь выше; а если иногда он и будет называться пророком, то в обобщенном смысле, ибо он весьма близок к пророкам.

И пусть не сбивает тебя с толку то, что в пророческих книгах пророчество того или иного пророка описывается так, как будто оно нисходит на него в форме, соответствующей одной из этих степеней, а затем выясняется про того самого пророка, что на него нисходит пророчество в форме, соответствующей другой степени. Ибо эти самые степени пророчества, о которых я поведу речь, таковы, что на одного и того же пророка может сойти пророчество в форме, соответствующей одной из этих степеней, а в другое время — другое пророчество более низкой степени, чем степень первого пророчества. Ибо подобно тому, как не пророчествует пророк постоянно всю свою жизнь, но пророчествует определенное время, а потом отходит от него пророчество на некоторое время — так же может случиться, что в определенное время он будет пророчествовать в форме, соответствующей более высокой степени пророчества, а после, в другой раз, в форме, соответствующей более низкой форме пророчества; или может быть, достигнет он этой высшей степени лишь однажды в жизни, а после она будет отнята у него; или будет он оставаться на более низкой степени до тех пор, пока не прекратится его пророчество, ведь что касается остальных [т.е. всех, кроме Моисея] пророков — невозможно, чтобы не прекратилось их пророчество перед смертью, будь то задолго или незадолго до их смерти, как это прямо сказано про Иеремию: «Когда перестал Господь говорить через Иеремию»2, и как сказано про Давида: «Вот последние слова Давида»3, — и из этого мы заключаем обо всех [пророках].

И после этого предисловия и объяснения, я начну перечисление упомянутых степеней пророчества:

Первая степень. Начало степеней пророчества — когда сопровождает человека помощь Бога, которая движет им и побуждает его к великому благому делу, такому, как спасение группы праведных людей от группы злодеев, или спасение великого праведника, или благое влияние на многих людей. И [такой человек] находит в себе позыв и стремление совершить [подобное благое] дело — и это называется «Дух Господень», и о том, кого сопровождает эта сила, говорится, что «сошел на него дух Господень»4 или «объял его дух Господень»5, или «почил на нем дух Господень»6, или «Господь был с ним»7, и подобные этим названия. И это степень всех «судей Израилевых», о которых сказано в целом: «Когда Господь воздвигал судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их»8. И это также степень всех праведных «помазанников Израилевых». И это прямо говорится про некоторых судей и царей...9

И знай, что подобная сила не покидала Моисея, учителя нашего, с тех пор, как он возмужал, — и это она подвигла его убить египтянина10 и упрекнуть неправого из двух ссорящихся11; и благодаря мощи этой силы в нем — даже после того как он испугался и бежал [от фараона], и пришел в Мидиан, и был там ничтожным пришельцем, — увидев несправедливость, он не мог удержаться, чтобы не выступить против нее, и не мог перенести ее, как сказано: «тогда встал Моисей, и защитил их»12. И также Давида сопровождала подобная сила после того, как он был помазан маслом помазания, как сказано о нем: «и почивал дух Господень на Давиде с того дня и после»13, — и поэтому он победил льва, и медведя, и филистимлянина14. Однако никто из них, одержимых «духом Господним», не вещал, ибо цель этой силы — побудить одержимого ею к некоему действию, но не к какому попало действию, а дабы помочь угнетенному — будь то некий значительный человек или община — или совершить нечто, результатом чего будет такая помощь. И так же, как не всякий, кто видит истинный сон — пророк, так и не о всяком, кого сопровождает помощь в некотором деле — каким бы оно ни было, например, приобретение имущества или достижение какой либо собственной цели — говорится, что сошел на него «дух Господень» или «Господь с ним», и что он сделал то, что сделал с помощью «духа святого». Так говорится только о том, кто совершил доброе дело, имеющее большое значение, или привел к нему, как, например, преуспевание Иосифа в доме египтянина15, которое, как выяснилось, было причиной многих великих дел, произошедших впоследствии.

Вторая степень — это когда человек чувствует, как будто нечто нисходит на него, и некая иная сила овладевает им и побуждает его говорить, и он начинает говорить слова мудрости или хвалы или слова полезного наставления, или речи, касающиеся управления государством или Божественных предметов, и все это во время бодрствования, когда он пользуется своими чувствами как обычно, — и тогда говорится о нем, что он говорит посредством «духа святого». И посредством такого рода «духа святого» сочинил Давид Псалмы, а Соломон написал Притчи и Экклезиаст и Песнь Песней16; и также написаны книги Даниила и Иова и книги Хроник, и прочие «Писания» также написаны посредством этого рода «духа святого», и поэтому они названы «Писаниями» — то есть «написанные духом святым»; и прямо сказано: «Мегиллат Эстер17 написана духом святым»18, — и о подобном «духе святом» сказал Давид: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня»19, — то есть Он побудил его сказать эти слова...20

И вот о чем следует сделать замечание — что Давид, Соломон и Даниил находились на этой ступени, а не на ступени Исайи, Иеремии, пророка Натана21, Ахии Силомлянина (Шилони)22 и других подобных им, ибо эти — то есть Давид, Соломон и Даниил — говорили то, о чем говорили, только посредством «духа святого»...23

Третья степень — это начальная степень тех, кто говорит «и было мне слово Господне»24 или другие слова, указывающие на то, что пророк видит притчу во сне (конечно, если только выполняются все указанные нами выше условия, определяющие истинное пророчество25), и в самом этом пророческом сне ему становится ясно значение этой притчи, — что именно имеется в виду. Таково большинство всех притчей Захарии26.

Четвертая степень — когда слышит [пророк] слова в пророческом сне, ясные и понятные, но не видит говорящего, как это произошло с Самуилом (Шмуэлем) в начале его пророчества27, как мы уже объясняли.28

Пятая степень — это когда говорит с ним во сне человек, как в некоторых пророчествах сказано о Иезекииле (Йехезкеле): «И сказал мне этот муж: сын человеческий!..»29

Шестая степень — когда говорит с ним ангел во сне; и это характерно для большинства пророков, как сказано: «Ангел Божий сказал мне во сне...»30

Седьмая степень — когда кажется в пророческом сне, как будто Он, Превознесенный, говорит с ним, как говорил Исайя: «Видел я Господа... говорящего: кого Мне послать?..»31, и как говорил Михей (Михайеу): «Я видел Господа...»32

Восьмая степень — когда сходит на него пророческое видение33, и он видит притчи, как Авраам в видении между рассеченными жертвами34, поскольку такого рода притчи явлены в дневном35 видении, как уже объяснено.36

Девятая степень — когда слышит [пророк] слова в видении, как это было с Авраамом: «И было слово Господне к нему, и сказано: не будет он твоим наследником»37.

Десятая степень — когда видит [пророк] человека, говорящего с ним в пророческом видении, как это было с Авраамом в дубраве Мамре38 и с Иисусом Навином (Йеошуа) в Иерихоне39.

Одиннадцатая степень — когда видит [пророк] ангела, говорящего с ним в видении, как Авраам во время жертвоприношения Исаака40. И эта степень, с моей точки зрения, самая высшая из степеней пророков, о которых свидетельствуют [пророческие] книги (конечно, если при этом выяснится с предельной ясностью совершенство высказываний этого человека, в соответствии с требованиями умозрения), если не считать Моисея, учителя нашего.

Однако [если спросишь], может ли пророк увидеть в пророческом видении, как будто Бог говорит с ним41, — мне это кажется маловероятным, ибо не достигнет этого [уровня] сила воображения, и мы не находим этого у остальных [т.е. всех, кроме Моисея] пророков. Поэтому объяснено в Торе и сказано: «Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним»42, — сказано о речи только про сон, а видению приписано устремление разума и его влияние, — а именно говорится «открываюсь (этвада) ему», что есть возвратная форма глагола «знать» (йада)43, — но при этом не говорится, что в видении будет услышано слово, произносимое Богом44.

И когда нашел я в Писании свидетельства тому, что пророк слышал речи [Бога], и при этом поясняется, что это происходило в видении, я предположил, что, возможно, он слышал эти речи во сне, ибо в видении невозможны подобного рода вещи, а именно, чтобы ему казалось, что он видит Бога, говорящего с ним, а это все [то, что я нашел в Писании] следует лишь поверхностному [смыслу Писания]. А можно сказать, что всякое видение, о котором говорится, что в нем пророк слышал речь, вначале было видением, а затем перешло в сон, как мы объясняли сказанное: «Крепкий сон напал на Аврама»45, и сказали [мудрецы Талмуда] по этому поводу: «Это — сон пророчества»46. И [тогда скажем, что] всякая речь, в какой бы форме пророк не услышал ее, была [открыта ему] не иначе, как в [пророческом] сне, как сказано: «во сне говорю с ним»47, — но в пророческом видении не может быть ничего, кроме притч и интеллектуальных прозрений, с помощью которых можно постичь предметы наук, кои постигаются также с помощью умозрения, как мы это объясняли48, и об этом сказано: «Я открываюсь ему в видении»49. И, согласно этому последнему толкованию, степеней пророчества будет восемь50, и высшая и самая совершенная из них — это пророчество в видении вообще, даже если говорит с ним человек, как упомянуто.

И, может быть, ты задашь мне такой вопрос: ты же перечислил среди степеней пророчества такую, когда пророк слышит речь Бога и говорит с ним, как Исайя и Михей51, — но как это возможно, ведь одним из наших оснований является то, что всякий пророк слышит речь не иначе, как посредством ангела, кроме Моисея, учителя нашего, о котором сказано: «Устами к устам говорю Я с ним»52? Знай же, что так обстоят дела: посредником здесь является способность воображения, ибо пророк слышит, как Бог говорит с ним, лишь в пророческом сне; а Моисей, учитель наш, из-за занавеси, между двух херувимов53 слышал, не пользуясь способностью к воображению. И мы уже объяснили в книге «Мишне Тора»54 эти различия в пророчестве, и истолковали то, что сказано: «устами к устам»55 и «как бы говорил кто с другом своим»56 и прочее. И пойми то, что говорится там! И не следует возвращаться к тому, что уже сказано.


  1. В предыдущих главах РаМБаМ неоднократно подчеркивает, что любое пророчество, кроме пророчества Моисея, может быть дано или во сне, или в пророческом видении. В качестве основания своих слов РаМБаМ приводит стих: «И сказал [Бог]: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Числ 12:6). Именно эти две парадигмы пророчества легли в основу многоступенчатой иерархии, предлагаемой РаМБаМом в этой главе.
  2. Эзра 1:1; РаМБаМ понимает этот стих иначе, чем его принято переводить на русский. См. прим. Й. Капаха к его изданию «Море невухим», стр. 263, прим. 6.
  3. 2 Цар 23:1.
  4. Ср. Суд 14:6,19; 1 Цар 10:6,16:13.
  5. Ср. Суд 6:34; 1 Пар 12:18; 2 Пар 24:20.
  6. Ср. Числ 11:25–26; Ис 11:2.
  7. Ср. Суд 2:18; 1 Цар 3:19,18:12.
  8. Суд 2:18.
  9. Далее перечисляются Йеффай (Ифтах), Самсон (Шимшон), Саул (Шауль), Амасай и приводятся соответствующие стихи Писания: Суд 11:29,14:19; 1 Цар 11:6; 1 Пар 12:18.
  10. Ср. Исх 2:11–12.
  11. Там же, 2:13.
  12. Там же, 2:17.
  13. 1 Цар 16:13.
  14. Там же, 17:34 и далее.
  15. Быт 39:2.
  16. Ср. мидраш Шир а-Ширим раба на Песнь Песней 1,1.
  17. Книга Эсфирь.
  18. Вавилонский Талмуд, Мегилла 7а.
  19. 2 Цар 23:2.
  20. Далее перечисляются те персонажи Писания, которые с точки зрения РаМБаМа находились на этой ступени пророчества, и приводятся подтверждающие цитаты. Это семьдесят старейшин (Числ 11:25), Эльдад и Модад (там же, 11:26), первосвященники (Вавилонский Талмуд, Йома 736), Иозиил (Йехазиэль), сын Захарьи (2 Пар 20), священник Захарья, сын Иодая (там же, 24:20), Азария, сын Одеда (там же, 15:1–2), а также Валаам (Бильам) – до того, как он согласился по указанию царя Балака проклясть Израиль (Числ 23:5, 24:4).
  21. См. 2 Цар 7
  22. См. 3 Цар 11:29
  23. Выше уже было сказано, что Давид, Соломон и Даниил находились на второй ступени. Настоящее замечание РаМБаМа призвано подчеркнуть их отличие от пророков более высокого уровня. Оно необходимо потому, что в Писании можно найти высказывания, на основе которых можно было бы прийти к обратному заключению (например, такие, в которых речь как будто идет о пророческих снах данных персонажей; см.: 3 Цар 3:5, 15; Дан 2:19; 7:1,2,15; 8:27). В опущенном нами фрагменте РаМБаМ подробно разбирает подобные «свидетельства» Писания, объясняя, что из них вовсе не следует, что Давид, Соломон и Даниил находились на более высоком уровне пророчества. В основе этих объяснений следующая мысль: тому, кто получал пророчество в пророческом сне, в самом этом сне сообщалось, что это — пророчество; видевшие пророческий сон никогда не называли его сном, ибо были уверены, что получили пророчество, чего нельзя сказать о Давиде, Соломоне и Данииле, которые этого уровня не достигли. Именно этим, согласно РаМБаМу, объясняется порядок книг в ТаНаХе: Псалмы Давида, Притчи Соломоновы, Песнь Песней, Экклезиаст и книга Даниила, подобно Свитку Эсфирь или Свитку Руфь, отнесены к корпусу «Писаний», а не к корпусу «Книг Пророков», как книга Исайи или книга Иеремии. Ибо, как было сказано выше, к «Писаниям» относятся книги, написанные посредством «духа святого», в отличие от книг, данных через пророчество. Однако в широком смысле и Давида, и Соломона, и Даниила называют пророками (см. выше, начало главы).
  24. См., например, Иер 1:4 и др.
  25. Об этих условиях РаМБаМ говорит в 36 главе этой же части.
  26. Ср. выше в этой же части глава 43.
  27. См. 1 Цар 3:1–15.
  28. Ср. выше, глава 44.
  29. Иез 40:4.
  30. Быт 31:11.
  31. Ис 6:1, 8.
  32. З Цар 22:19; 2 Пар 18:18.
  33. Если степени со второй по седьмую представляют собой различные градации пророческого сна, то, начиная с восьмой степени, рассматривается качественно иной вид пророчества — пророческое видение.
  34. Быт 15.
  35. А не ночью, как пророческий сон.
  36. Выше, глава 41 этой части.
  37. Быт 15:4.
  38. Быт 18.
  39. Нав 5:13–15.
  40. Быт 22.
  41. Этот вопрос напрашивается, если принять во внимание то, что говорится о седьмой степени пророчества.
  42. Числ 12:6.
  43. Т.е. сказанное можно понять, как «Я буду познаваться им».
  44. Т.е. из стиха никак не следует, что пророк может увидеть в видении говорящего с ним Бога.
  45. Быт 15:2. См. 41 главу этой же части.
  46. Мидраш Берешит раба, главы 17 и 44.
  47. Числ 12:6.
  48. Выше, гл. 41.
  49. Там же.
  50. Поскольку 9–11 степени описываются как видения, в которых пророк слышит речь. Если же, как сказано, в видении не может быть ничего, кроме притч и интеллектуальных прозрений, то последней будет восьмая степень.
  51. См. описание седьмой степени.
  52. Там же 8.
  53. Ср. Исх 25:22.
  54. Ср. «Минше Тора», «Основополагающие законы Торы», гл. 7, галаха 6.
  55. Числ 12:8.
  56. Исх 33:11.
  Главная     8-й День творения     М. Анкудинов     AlgART Libraries