* * *
Господи!
...Нет, не принимаю я вашу веру. Либо она ложь, либо страшная клевета, гнусное, ни на чем не основанное обвинение.
У Бальзака есть сюжет. Женщина вмешивается в переписку двух малознакомых людей. Эти двое пытаются найти дорогу друг к другу, а она им мешает и в конечном итоге не допускает их очной встречи. Из ревности, конечно... И вот, Бальзак ее наказывает: жизнь ее сломана, она превращается в инвалида. Не помню, на что хватило кровожадности автора, какие-то мучительные боли на нее обрушиваются или как-то по-другому переломана ее жизнь. Да это и не важно. Важно то, что он на кого-то сваливает ответственность за это возмездие, что это не он, человек, придумал такой злобный, гнусный способ отомстить за причиненное зло, а это все от бога, это, мол, не человеческое, а божественное возмездие, божественное вмешательство...
Да как же вы, люди, можете молиться, можете поклоняться такому чудовищному монстру?!
Ну, понятно, древние, первобытные молились, поклонялись монстрам. Так они же древние, первобытные. Их культы были, по крайней мере, без противоречий. А вас, современных, якобы много понимающих, совершенно невозможно понять.
Т.е., конечно, понять можно. Так же, как можно понять Иисуса, когда он просит пронести мимо «чашу сию»...
А вот когда добавляет, что, мол, пусть будет «Твоя воля», — вот это невозможно понять, это извращение, это либо клевета, либо мазохизм.
Я, все-таки, склоняюсь к клевете. Всё вы врете. Никакой он не всезнающий и не всемогущий. Конечно, он знает неизмеримо больше, чем человек, и может тоже неизмеримо больше. Но не всё! Не бесконечно! И что вы, вообще, лезете в бесконечность? Что вы в ней смыслите? Конечен он, конечен! И возможности его конечны. И, скорее всего, это была большая глупость — пытаться «выращивать» цивилизацию на такой неподходящей почве, как земная биосфера. А может быть, вообще, это произошло случайно, без вмешательства какого бы то ни было вселенского разума, т.е. разума, обитающего во вселенной. Это наиболее вероятный вариант, потому что очень уж неподходящая почва эта самая земная биосфера.
Все человеческие беды и страдания, ну, главные, по крайней мере, — от того наследства, которое получил он от своих биологических предков, все беды от «низменных животных инстинктов», с которыми он не может справиться, для каждого конкретного — от своих и чужих. Природные стихии, катаклизмы — мелочь по сравнению с морем крови, которое человек проливает сам. И разум его тут ни при чем! Нет большего идиотизма, чем обвинять разум, интеллект, сознание в том, что человек живет в грязной, кровавой помойке. Разум, сознание — это рычаг, с помощью которого человек пытается вытащить себя из кровавой помойки, из кровавой биосферной помойки.
Потому что биосфера, ее законы, все, что в ней происходит, враждебно человеку, его разуму, сознанию. Разум — это и есть ваше пресловутое добро, а биосфера — зло. Человеку в ней не место! А зверю, скотине — место! Зверь и скотина не знают добра и зла. Они ничего не знают...
Нет никакого бога в вашем понимании. Но очень вероятно, очень возможно, что есть во вселенной разум и помощнее человеческого, куда более осведомленный о том, как она, эта вселенная, устроена. Но почему вы его обвиняете в ваших бедах? Он-то здесь при чем? И почему он должен вытаскивать вас из вашей кровавой помойки? И почему, главное, почему это он виноват, если вы не можете выкарабкаться из этой гнусной ямы и снова проваливаетесь туда, где мучительная боль и мучительный страх? Почему вы, гады, его обвиняете? Эта ваша гнусная, земная, биосферная манера — мстить болью за боль («зубом за зуб, оком за око»). А он — светлый и чистый! Что вы на него свою грязь валите?
Вот он смотрит на меня оттуда, из своего чистого, светлого далека, видит, как я мучительно карабкаюсь из этой грязной и кровавой земной ямы. И ему «бесконечно» жалко меня (не так «бесконечно», как вы думаете, без всякой математики!) Но он ничем не может мне помочь, ему только «бесконечно» жаль меня, он сочувствует мне, он ждет, когда же я, наконец, избавлюсь от этой «бесценной» земной жизни, от всех ее «радостей» и «благостей». И тогда он уведет, унесет меня туда, где мне место. Но не в ваш пошлый рай, а в мир «чистого» разума, где есть понимание и только понимание, а страха и боли нет!
Вот в такого бога можно верить, а в вашего Бога, в ваших Богов — нельзя, отвратительно и страшно...
8.02.99